МИР МЕРТВЫХ У КЕЛЬТОВ
"Верования
кельтов, связанные с загробной жизнью, удивляли своей
непоследовательностью еще людей древности: с одной стороны, они верили
в перевоплощения души, с другой стороны — в вечную счастливую загробную
жизнь. Тем не менее, все, описывающие обычаи кельтов, соглашались с
тем, что такие верования благоприятствовали распространению у кельтов
презрения к смерти, и оттого они (к примеру, галлы) были безумно
отважны. Некоторые древние авторы полагали, что вера в переселение душ
была перенята кельтами у школы пифагорейцев, хотя современные
исследователи сильно сомневаются в этом.
Мифический
Туан жил триста лет в облике человека, триста — как дикий бык, двести —
горным козлом, триста — птицей и еще сто — в виде лосося. Этого лосося
съедает королева, и Туан возрождается в человеческом облике под первым
своим именем.
Иной герой, Талейсин,
изловленный в море в облике младенца, доставляется рыбаком во дворец
ГВИДИОНА, где демонстрирует свое искусство барда, исполняя песнь,
описывающую виденное им в разные периоды истории человечества — от
низвержения Люцифера в ад, через ряд эпизодов, упоминающихся в Ветхом и
Новом Завете, и до важнейших моментов (в мифологической интерпретации)
истории Ирландии.
Рай ирландских
мифов располагается на острове или островах, расположенных где-то в
океане, и называется Землей Живых, Землей Женщин, Землей Молодых,
Равниной Радостей и, наконец, с укреплением позиций христианства, Тир
Тарнгири — Землей Обетованной.
По
мнению западных кельтов, острова эти были населены богами, духами
умерших королей и других героев мифов. Прокоп Цесарейский сообщал о
том, как бретонские кельты, жившие на побережье, доставляли души
умерших на Британские острова. Ночью этих людей будил стук в дверь, и
они отправлялись на берег, где их поджидали глубоко погруженные в воду
лодки, в которых, казалось, никого не было. Двигались эти лодки сами,
причем с поразительной скоростью, а бретонцы лишь выполняли роль
рулевых. По прибытии к британским берегам неведомый голос поименно
вызывал души прибывших, и, по мере того как назывались имена, борта
лодок все выше поднимались над водой...
Часто
герои ирландских мифов отправляются в путешествие к этим таинственным
островам, и путешествия эти не всегда заканчиваются благополучно. Один
из старых мифов этого цикла — поэма о Бране, сыне Фебала.
Соблазнительная колдунья живописно повествует ему о прекрасном острове
— Земле Женщин, где нет ни смерти, ни горя, ни несчастий, где вечно
звучит прекрасная музыка, а обитатели проводят время в достойных
развлечениях, устраивая гонки лодок или колесниц, разъезжая на чудесных
скакунах...
Бран, соблазненный
описанием, в компании двадцати семи товарищей, отправляется в море и
после полного приключений путешествия в западном направлении прибывает
на Землю Женщин, где гостей встречает королева острова. После годового
пребывания в чудесном крае, где жизнь действительно проходит в
непрерывных турнирах, пиршествах и прочих удовольствиях, друзья решают
все-таки вернуться на родину, к своим близким. На берегу родной
Ирландии собравшиеся люди вопрошают прибывших, кто они. Бран отвечает,
что он Бран, сын Фебала, но люди говорят, что не знают Фебала, хотя в
древних сказаниях говорится о нем и его- не вернувшемся из путешествия
сыне. Один из членов экипажа выскакивает на берег и тут же рассыпается
в прах — “будто века пролежал в могиле”. Бран понимает, что на самом
деле в мире людей прошли века, и, рассказав собравшимся о своих
приключениях, отправляется в обратный путь — в Землю Женщин.
Мотив
двух разных систем отсчета времени в двух разных мирах не раз
повторяется в мифах кельтов Ирландии, а тема сказочных путешествий дала
начало более позднему циклу повествований святого Брендана.
С
культом душ умерших были связаны также места захоронения, в особенности
те, с которыми связывали биографии мифических и полумифических героев,
в особенности богов первых двух поколений. Старинные курганы и кладбища
назывались “сид”, а мифические обитатели подземного мира, в который
можно было попасть через гробницы (а иногда через пещеры), назывались
Эс Сид — “народ сид”. Когда бог подземного сида, МИ-ДИР, похищает у
короля Эхеда супругу и забирает ее к себе, муж отправляется в сид,
находящийся внутри холма, и, после схваток с темными силами,
отвоевывает жену.
Как мы уже
указывали, верования кельтов, связанные с загробной жизнью, были не
слишком последовательными, однако некоторым образом можно их
упорядочить. Некоторые умершие после смерти сохраняли черты своей
личности. К таким избранным прежде всего относились те, чья смерть была
необычной, чем-то схожей со смертью богов или великих героев.
В
первую очередь к таковым относились люди, умершие от заразных болезней.
Таким людям ставились специальные надгробия под названием тамлахта.
Особое надгробие ставили всем тем, кто пал в бою либо в боевом
поединке, являвшемся одним из видов божьего суда. К избранным
относились и те, кто умер от руки божьей за нарушения табу или клятвы,
а также утопленники; одна из наиболее богатых гробниц была возведена
для покойного короля Дату, погибшего от удара молнии. Вообще,
наибольшие шансы “заполучить” необычную гробницу — а значит, вести
“индивидуальную” загробную жизнь — имели короли, друиды и филиды.
Возможно, на развитие ирландской мифологии, получившей славных героев,
повлияло и то, что к избранным относились и умершие от несчастной
любви. О такой паре рассказывается в мифе, повествующем о влюбленных,
чьи сердца разорвались от •боли, когда им сообщили ложные известия о
смерти возлюбленного.
Все случаи
необычной смерти делали такую смерть как бы обрядовой, свершившейся в
результате божественного вмешательства, отчего умершие становились
героями мифов и легенд, развивавшихся, обогащавшихся, с веками
превращавшихся в литературные шедевры.
Богом,
отвозившим души умерших на острова океана, был Мананнан, сын Лера,
показавший Брану во время его путешествия дорогу к Земле Женщин.
Был
еще один .способ попасть в страну мертвых — быть посвященным в тайные
знания, которыми обладали друиды, филиды и великие волшебники. Целью
таких путешествий было приобщение к высшей ступени знаний, что было
уделом тех, кому удалось опробовать ягод Рябины Знания и Вдохновения.
Эта рябина росла над ручьем, роняя в него ягоды, окрашивающие воду в
красный цвет. Живущие в ручье форели поедали эти ягоды, и тот, кто
съедал такую рыбу или пил воду из ручья, постигал высшие знания. А если
священная форель случайно уходила из своих вод, ком.у-то' удавалось
поймать и съесть ее, то такой счастливчик также приобщался к таинствам
высших знаний.
Рябина Знаний является
особым видом Древа Жизни. Ветви ее символизируют лозу — раздвоенную с
одного конца палочку, которой и поныне пользуются лозоходцы в поисках
воды, а иногда и скрытых сокровищ. Легенда гласит, что людям,
отправлявшимся в мир иной, боги-проводники давали такие раздвоенные
рябиновые веточки. Избранным считался тот, кто, пользуясь веточкой,
находил в стране мертвых источник жизни. В этом случае “счастливчик”
уподоблялся божеству и мог общаться с живыми людьми."
|