Дикая Охота
Тема
Дикой Охоты является общей для Северной Европы и Америки, она сочетает
в себе как языческие, так и христианские идеи, с повторяющимися
элементами, например Адские Борзые.
Дикая охота
ведет за собой мертвых в иной мир. В определенные ночи священных
праздников можно встретить Охотника, который ищет свою жертву. Этот миф
существует в Северной Европе и в Америке среди потомков европейских
иммигрантов, в противовес средиземноморским и средне-восточным
культурам, что не удивительно, так как на севере Европы, конечно,
существовало земледелие, но также основой выживания северных народов
была охота, особенно в зимнее время. Как гласят большинство легенд, это
было и время Дикой Охоты. В некоторых мифах Дикая Охота происходила в
канун Йоля, иногда в Саунь, иногда в Ночь Матери, а в Уэльсе – в канун
Майского Дня.
Дикая Охота, и тот, кто её проводит, известны под множеством имен:
- Германия: Армия Вотана, возглавляемая Вотаном
- Германия: проводится Хульд (Хольдой), состоит из некрещеных детей
- Норвегия: Оскорей, возглавляется Одином
- Франция: Семья Арлекина, возглавляется Арлекином
- Нормандия: Дьявол
- Дания и Швеция: Оденшакт, возглавляется Одином
- Дания: Король Вальдемар
- Англия:
Дикая Охота, возглавляется Херне и Борзыми Габриэля (ссылка в
«Виндзорских насмешницах») или Ангел Смерти и Борзые Габриэля
- Дартмор, Англия: Сэр Фрэнсис Дрэйк правит катафалком
- Уэльс: Борзые Аннуна, под предводительством Гвин ап Нуда, появляются около Гластонбери Тор
- Шотландия: Охота Артура О’Боуэра или Неблагородного Двора
- Ирландия: Борзые Финна МакКумала
- Ирландия: Охота у Лох Гур
- США: Всадник без Головы
- США: Всадники-Призраки в небесах
Описание охоты обычно одинаково:
«Раздается
сильный шум, лай собак и крики, затем черный всадник на черном, белом
или сером коне проносится по небу со сворой борзых, а за ним спешит
толпа духов. Иногда всадник без головы. Иногда, особенно в Верхней
Германии, на духах можно заметить боевые раны или травмы от несчастных
случаев. Пламя бьет ключом из под копыт и глаз животных, которые
участвуют в процессии. Кони и собаки часто двух или трехногие. В
процессии можно заметить и тех, кто умер недавно. Разъяренная толпа
является угрозой для каждого, кто встречается ей на пути, но иногда от
них можно получить и вознаграждение».
Квелдалф Хаген Гундарссон «Гром в горах» Выпуск 7, зима 1992
В
английской легенде охоту возглавляет Херне Охотник. Предположительно,
Херне был смотрителем Виндзорского леса во времена Эдуарда Второго. Он
спас короля, на которого напал олень, а сам умер в сватке со зверем.
Херне оживили местные волшебники, а рога волшебным образом приросли к
его голове. По другой версии из-за волшебников он теряет навыки
охотника, вешается на дубе (знаменитый Дуб Херне) и обрекает себя вечно
скитаться и мстить за свою жизнь. Рога и его имя, естественно,
напоминают нам кельтского бога Кернунноса, но прямая связь не доказана.
В Англо-Саксонских Хрониках упоминания о Дикой Охоте появляются в 1127 году:
«Много
людей видело и слышало, как скакало множество всадников. Черные
охотники были огромными и омерзительными, и все их черные псы
омерзительные и с широко открытыми глазами. Они скакали на черных конях
и черных козлах. Это зрелище наблюдали в парке города Питерборо , а
также во всех лесах от этого города до Стэмфорда, и монахи слышали, как
они трубили в рог в ту ночь. Правдивый человек, что дежурил в ту ночь,
сказал, что в рога трубили двадцать или тридцать мужчин. Это видели и
слышали от великого поста до пасхи».
В версии
Карты Уолтера (12 век) охотник – Король Херла (вымышленный персонаж),
саксонский король, который заключил договор с королем фейри, что он
будет вечно молодым до тех пор, пока живет в холмах. Покинув холмы, он
не мог спешиться с лошади, иначе мгновенно бы постарел. Вернуться в
холмы фейри он тоже уже не мог. Таким образом, он и его люди были
обречены скакать верхом вечно. Эта легенда имеет параллели с рассказами
об Ойсине и Бране мак Фебале.
Похожие персонажи
легенд о Дикой Охоте: Дикий Эдрик, Черный Воан, Кэллоу из Фэкенхема,
Сэр Питер Корбет, Хэрри-ка-Наб, Старая Матушка Тьма, Грим, Абонд,
Диана, Фрау Сельга, Галфора и Сатана.
В Америке
существует ряд возможных вариаций Дикой Охоты. Первый вариант описан в
истории Вашигтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине», где безголовый
всадник своим появлением предвещал смерть. Как и другие глупцы, Икабод
Крейн проигнорировал предупреждения соседей и встретился со Всадником
без Головы, после этого его никто больше не видел (разумеется, в
истории Ирвинга намекается, что тот просто сбежал в другой город). Еще
есть песня в стиле кантри «Всадники Призраки в Небе», действие в
которой происходит на Диком Западе. И, наконец, есть рассказ Роберта
Джонсона «Адовы псы взяли мой след», где автор ссылается на историю о
сочинителе песен, который продал душу дьяволу, чтобы стать великим
гитаристом. Этот певец должен был бегать от гончих ада, что
перекликается с темой Дикой Охоты. Братья Коэн также использовали эту
тему в своем фильме «О, где же ты, Брат?», где герои пытаются опередить
охотников, которые, по сути, Дьявол и его команда, которые с гончими
ада ловят сбежавших осужденных.
|